АВИКОН-01(МР)
АВИКОН-01 – первый тип съемных дефектоскопов, разработанных в ОАО «Радиоавионика».
АВИКОН-01 отличается от аналогичных дефектоскопов:
- применением трех методов контроля: эхо, зеркального и зеркально-теневого;
- возможностью одновременного контроля рабочей и нерабочей граней головки рельса;
- принципиально новой схемой прозвучивания с 6-ю (в том числе специализированными для контроля болтовых стыков рельсов и для контроля головки рельса) преобразователями ультразвуковых колебаний для контроля каждой рельсовой нити;
- возможностью сплошного контроля рельсов по одному из двух подготовленных вариантов настройки;
- гарантией обнаружения дефектов, не выявляемых эксплуатируемыми дефектоскопами при сплошном контроле рельсов, а именно:
- сильно развитых поперечных трещин с зеркальной поверхностью в головке рельса (коды дефектов 20.1-2 и 21.1-2);
- трещин от болтовых отверстий (код дефекта 53.1-2) на ранней стадии;
- продольных горизонтальных трещин (коды дефектов З0Г.2, 52.2 и 55), если в своем развитии они не достигли оси рельса;
- продольных горизонтальных трещин (код дефекта 55), расположенных посередине высоты рельса;
- коррозионных поперечных трещин в подошве (код дефекта 69);
- специальными каналами для ручного контроля сварных стыков и отдельных сечений рельсов;
- жидкокристаллическим экраном с индикацией трех видов информации: типовой развертки, мнемонической схемы прозвучивания и цифровых параметров дефекта.
- системой сплошной регистрации сигналов контроля – регистратором РИ-01.
По своим эргономическим и функциональным возможностям дефектоскоп АВИКОН 01 на тот период времени превзошел все известные двухниточные дефектоскопы для контроля рельсов, в том числе наиболее совершенный из них - американский дефектоскоп SYS-10 (фирма Pandrol Jacksons Technologies). В отличие от указанного прототипа, вместо 24-х экранов для изображения сигналов от всех каналов используется один, где на мнемоническом изображении рельса отображаются сигналы, наглядно показывающие расположение дефекта по длине и высоте рельса.
Эффективность работы дефектоскопа АВИКОН-01
Для проведения текущего и среднего ремонта, а также периодической поверки дефектоскопа АВИКОН-01 в условиях стационарных и передвижных дорожных дефектоскопных лабораторий разработан Ремонтно-поверочный комплект РПК-01 и ремонтный комплекс КОРМА. В состав комплекта РПК 01 входят нестандартные принадлежности, специально разработанные ОАО «Радиоавионика» и необходимые для проведения ремонтно-наладочных и поверочных работ в условиях дорожных лабораторий и техническая (эксплуатационная) документация на дефектоскоп. Комплекс КОРМА позволяет оперативно диагностировать электронный блок дефектоскопа и выполнять весьма сложный ремонт в условиях дорожной лаборатории дефектоскопии.
Модернизированный дефектоскоп АВИКОН-01МР
В 2003 г. после модернизации дефектоскопа АВИКОН-01 появились съемные двухниточные дефектоскопы АВИКОН-01МР.
По сравнению с предшествующей моделью данные дефектоскопы обладают:
- усовершенствованной схемой прозвучивания головки рельса «РОМБ», благодаря которой одновременно контролируется рабочая и нерабочая грани, а также выявляются поперечные трещины под поверхностными расслоениями длиной до 100 мм;
- возможностью отображения развертки типа В непосредственно на экране прибора;
- регистрацией времени работы дефектоскопа с интервалом 10 минут (для контроля);
- регистрацией параметров стробов звуковой индикации, что позволяет в программе отображения отключать сигналы, которые не слышал оператор.
Дефектоскоп АВИКОН 01МР внесен в Государственный реестр средств измерений, получена лицензия на его производство.
Сегодня более 1000 дефектоскопов АВИКОН-01 и АВИКОН-01МР с регистраторами РИ 01 являются надежными средствами неразрушающего ультразвукового контроля рельсов на сети железных дорог ОАО «РЖД», Казахстана, Эстонии, а также на Азербайджанском метрополитене.
По данным ЦП ОАО «РЖД» за многие годы дефектоскопы типа АВИКОН являются лидерами среди своих аналогов по обнаружению опасных дефектов в рельсах.